ednad (farma_sohn) wrote,
ednad
farma_sohn

нью-васюки

Запись на сайте enadtochij.phronesis.ru.

истнно говорю вам!

как вам такое: 

культура внесет существенный вклад в создание индивидуального и узнаваемого образа Сколково, образа современного динамично развивающегося города с активными культурными процессами, способными проявить его на мировой карте уникальных городов. Насыщение города творчеством приведет к возникновению новых ресурсов, обеспечивающих развитие Сколково, и к созданию серьезного преимущества в региональной конкуренции.

Люди, по тем или иным причинам посетившие Сколково, уедут с ощущением, что побывали в современном европейском городе. Они станут невольными «рекламными агентами» Сколково. В целом, это послужит развитию туристического, гостиничного бизнеса. Музей привлечет в город арт-туристов. Формирование туристической индустрии — это четвертая миссия культуры в «городе будущего».”

http://www.saltt.ru/node/1663

Это социально близкий массовик-затейник Марат Гельман.

Спору нет, карго-аэродром, чтобы заслужить милость богов и предков, должен быть как следует украшен.

Что здесь мне инетересно? Вот это сближение, в данном тексте очевидное, с Нью-Васюками, описываемыми Бендером.

Т.е. Ильф и Петров по сути описывают нам типовой проект российского инновативного города. Поскольку весь роман – аттракцион пародий на вполне узанаваемые для людей 20х годов события – то приходится предположить, что сколковская идеология берет свое начало в поэтике советского авангарда. Т.е., конечно, это и так ясно: утопический город будетлянства – фундаментальный элемент авангардного проекта. В литературе первой трети века “идеальный город инноваций” – объект очень распространенный, при чем как в утопическом, так и в антиутопическом смысле. Кроме того, советский проект во многом построен на утопии “нового города”, вплоть до конца 60х с их “голубыми городами” – это один из главынх эелементов устороения и пропаганды советской утопии.

Однако вот что любопытно: в какой связи находится проект Санкт-Петербург и авангардная эстетика “города будущего”?

Разумеется, С-Петербург – карго-проект. Сложный, ибо милленаристскую апокалиптическую перспективу его строили двумя способами сообразно двум проектам модерна конца 17 века. Пресловутая “табула раса” петровских “новых людей” – лишь одна из форм милленаризма, как бы обернутая. А прямая – в речах и деяниях тех, кто проклял строящийся город как место обитания дьявола, как вавилонскую башню, свидетельствующую о конце света.

В модерне. однако, перспектива перевернута в сравнении с С-Петербургом: прямая, утопическая интерпретация находится на месте “негативного проклинающего милленаризма”. Напротив, табула раса – мотив антиутопий нов-города.

Инетерсно сюда подцепить и такое: Старая Ладога и Новгород. Не имеет ли смысл толковать проект Новгорода относительно Старпой ладоги -в с-петербурской перспективе? Увы, материала для такого вопрошания практически нет, ничего достоверного об основании Новгорода не известно. Но зато рестроспективно мотив “Новгород как другой проект России” показывает, что Новгород вовлечен в систему русского милленаризма и конструирования русской истории гибельновгорода как катастрофа европейского пути России и т.п.).

В России что инетерсно? Что при полном отсутствии чего-то, похожего на европейский корпоративный город, продуцирование диспозитива “нового города” идет очень инетенсивно. Не знаю, есть ли этому аналоги в жизни других народов. Что-то сомнительно.

Диспозитив города-карго-аэродрома достраивает, видимо, идею города до целого, т.е. сама фигура города в России не расположена в пространствем но расположена во времени, в хронополитике. Город – то, что будет, а не то, что есть. В этом смысле “генеральный план” функционироеут очень инетресно. Генеральный план развития Москвы был при советской власти, особенно в сталинский период – способом детерриолизации караван-сарая Масква и размещения его в дымке будетлянства. Инетерсно – насколько это сохраняетяс в лужковских “генпланах”. идея “чистого листа”, безусловно – ведущая и в лужковском генпланировании. Шпееровский мотив ощущается в лужковщине сильно.

То, что Медведик сразу стал хвататься за “голубые города”, эта идея у него явно родилась до всякого сколково – весьма показательно. Потому что другая форма карго-милленаризма была уже занята старшим царем. Старший царь – адепт сурового традиционалистского апокалипсиса, старовер. Значит, остается в попытке найти свой голос пойти по пути обнуляющего милленаризма будетлянства. Все, что производит медведик – это бесконечный “генеральный план”. Бесконечная обнуляющая утопическая  хронополитика. Старший царь, конечно, тоже – хронополитический, но он работает в рмаках “другого модерна”, консервативного, анти-люмьерного. Соответственно, бекбулатычу остается льмьерный авангардный утопизм.

Здесь, конечно, еще вмешивается и собстенно бекбулатовский способ связи через ”шутенизацию” (ненаввияу слово карнавал!) мира старшего царя. “Голубые города” и все прочее в том же духе в круге младшего шутейного царя - имеет характер шутейно.пародийный по отношению к суровым людям из круга старшего царя.

И вот здесь мы возвращаемся к Гельману, сколково и нью-васюкам.

А именно: Нью-Васюки, сконструированные Ильфом и Петровым как пародия на диспозитив “генеральных планов” и “городов-садов” – неизбежная фигура, в которую отливается хронополитика младшего царя. Ничего иного, кроме как козлиная песнь пародии, произвести он и его круг по самой логике политических поляризаций – не может.

Ерго: Гельман – это судьба.

Tags: Общее
Subscribe

  • между стазисом и полемосом

    Запись на сайте enadtochij.phronesis.ru. я упустил еще одну важную закономерность, связанную с русско-советскими «конституционными…

  • вечные спутники

    Запись на сайте enadtochij.phronesis.ru. Украл из ФБ АФФ Всеми глубоко ощущается, что государство в его те- перешнем состоянии обречено на…

  • мягкий шанкр

    Запись на сайте enadtochij.phronesis.ru. Открываем солидную всю из себя газетку «Известия».- лучшие люди города в ей пишут – и…

Comments for this post were disabled by the author