ednad (farma_sohn) wrote,
ednad
farma_sohn

Category:

федоров и мертвяки

Запись на сайте enadtochij.phronesis.ru.

я вот о чем задумался вдруг:

а вот у Стругацких их мертвяки в лесу – это не отголосок федорвского проекта?

Кстати, мертыве отцы у них не только там появляются. в “Пикнике не обочине” тоже.

Здесь, конечно, не нужно работать так дебильно, как русские федоровнутые, которые где видят отцов и воскресение – там и поют про Федорова.

Вопрос же не в отм, что вот  похоже, а в том – какое отношение внутри федоровского проекта занимает тот или иной текст.

Ясно, что Стругацкие как раз – антифедоровский текст, наследующий в этом Маяковскому.

НО итакая генеалогия – еще туфта. Ибо надо сам федорвский проект понять как что-то значащий в последующем развитии.

Я вот на днях на конференции по консервативному модерну неожиданно для самого себя сделал доклад про Федорова и консервативную революцию. Сначала совсем не об этом хотел говорить, что-нибудь о сети дискуссий 30х годов. Но вот вылилось такое, ибо стал большую эволюцию прокладывать – и получилось только так, иначе все темно.

федоров – основание сталинской консервативной революции. Проект “музей”.

ему противостоит другой проект – проект “театр”. Ивановский.

Из них адекватным задачам возврата к порядку оказался только федоровский.

там дальше сложная система отрицаний и возобновлений. На конференции я разбирал только линию Маяковский -Пастернак. пастернак – сложное возобновление федорова , именно через Федорова он критикует в Охр грамоте самоубийство авангарда и чертит проект “персонального музея”. затем, в рамках второй сталинской консервативной революции, он напишет роман, отвечающий на “Дорогу на океан” Леонова и на политический космизм маднельштама. пастернак пишет Живаго в защиту ойкоса. И парадоксально, что Федоров там – основная опора, ибо Федоров – ойкономический, а не плитический мыслитель. Мир общего дела – мир огромного ойкоса. И т.п. там сложно все, много интересных вопрос, ничуть не уступающих тому, о чем спорят после войны Арендт, Хайдеггер, Ясперс, Мальро и т.д.

так вот: Стругацкие находятся на этой линии как отрицание консервативной революции, и потому, неизбежно – как борьба с федоровщиной и воскресением отцов. НО это – ПОСТПАСТЕРНАКОВСКАЯ антифедорвщина. Эпиграф в Улитке из пастернака совершенно не случаен. Лес входит сюда как топос борьбы между ойкосом и полисом. Консеративная революция вообще – эт мир ойкоса. Мраморного утеса, к примеру, у Юнгера. Засмкнутого национального государства у Шмитта. И т.п. так это и у русских. мандельштам поэтому критикует тихую как бумага квартиру именно как противник консервативной революции. Стругацские – уже люди другой эпохи. Но пшеница человечская М у них становится лесом, разрушающим будущее как картину. как постав, ибо институт – это гештель, конечно. Их критика определенностибудущего – критика плицейской науки, кстати, и резона государства. Но это уже другой вопрос, хотя… Ведь федоров -это камералистксий проект, это особого рода полицейская наука. НО тут надо очень аккуратно двигаться

кстати, понятно, что деревенщики, с их “затопленными кладбищами” и т.п. -неизбежно встраиваются в федоровщину.

И т.п. Эта семиотическая машина не изжита до сих пор, она работает. Достаточно кому-то встать изакричать про “память отцов” – и эта мощная символизация начинает источаться из его речи.

здесь, конечно, можнои Мэмфорда подтянуть, с его некрополисом как источником города.

А ведь и Бродский, с его войной против бесчеловечного бессмертия, против мрамора – тоже вынужден встраиваться в эту машину порождения смыслов. И т.п.

Самое смешное. на конференции мне рассказали, что днями в Берне выступал Агамбен. Федорова вообще-то никто не знает. Только слависты. Так вот слависты, кои были на его лекции, охренели: Агамбен то ли пересказал, то ли заново открыл федоровщину.  Следить за текстами Агамбена стало трудно, ибо он перешел на формат малюсенюких книжек. Деньгу ломит, что ли. надо вот покопаться в этих книжечках. не говорил ли уже?

потому что что-то такое чувствуется в хомо сакере. если оттуда выпрыгнула федорвщина – я не удивлюсь.

Но это будет означаь, между прочим, что федоров находится для Агамбена в том же горизонте размышлений, что и   Арендт, хайдеггер, нанси и все прочие его любимые обкраденные отцы и матери.

Увидеть  Ф в таком круге – достаточно любопытно.  Надо просто попробовать перевести его язык в язык той же Арендт. Я вижу схождения. Не в том дело, что вот оно – одно. как раз не одно, Но то, что они спорят об одном, о политческом существе челвоека – это инетерсно.

т.е. и для “интенсивной политики” федоров – полноправный собеседник.

Вот где начинает изготовляться  говорящая на равных с миром русская мысль. Но над этим надо работать, а не сопли исключительности жевать.

Между прочим. Эйхман и лагеря смерти – начинают приобретать необычное стереоизмерение, не правда ли?

Tags: Общее
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • сим победиши!

    ХХС нужны небольшие архитектурно-инженерные доработки. А именно. Паралллеьно ул.Кропоткинской надо построить от земли до купола две широкие…

  • Грэм Грин про новую Маскву

    кусочек из романа Комедианты. Смит приехал на Гаити строить вегетарианский центр. Министр ему предлагает купить участок в новой столице Гаити,…

  • решения трулльского собора - в жизнь!

    с девками надо поступить так: одну забить камнями, другую сжечь,а третью посадить на кол.И пусть кто-то попробует сказать, что РПЦ МП не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment